В средневековой Европе праздник начинался в ночь на 25 декабря с особой церковной службы, которая и знаменовала открытие «Рождественского сезона», длившегося вплоть до 6 января. Да, в те времена празднества продолжались целых двенадцать дней и были невероятно шумными, даже бурными.
Такой размах неудивителен, ведь целый месяц до этого люди держали строгий пост, избегая скоромной пищи и развлечений. Зато потом с огромным удовольствием принимали участие в застольях и танцах, наряжались в лучшие одежды, играли в игры и веселились буквально до упаду.
Некоторые средневековые рождественские традиции были весьма странными на взгляд современного человека. Например, до конца XVI века в Англии и других странах еще до наступления праздника было принято выбирать мальчика-епископа, позднее возглавлявшего почти все рождественские церковные церемонии и обряды. При этом он действительно замещал настоящего епископа, облачаясь в положенные этому сану одежды и читая мессу. Претенденты отбирались из певцов хора.
Такой шуточный епископ мог даже поженить пары, правда, брак длился всего одну ночь.
В средневековой Европе праздник начинался в ночь на 25 декабря с особой церковной службы, которая и знаменовала открытие «Рождественского сезона», длившегося вплоть до 6 января. Да, в те времена празднества продолжались целых двенадцать дней и были невероятно шумными, даже бурными.
Такой размах неудивителен, ведь целый месяц до этого люди держали строгий пост, избегая скоромной пищи и развлечений. Зато потом с огромным удовольствием принимали участие в застольях и танцах, наряжались в лучшие одежды, играли в игры и веселились буквально до упаду.
Некоторые средневековые рождественские традиции были весьма странными на взгляд современного человека. Например, до конца XVI века в Англии и других странах еще до наступления праздника было принято выбирать мальчика-епископа, позднее возглавлявшего почти все рождественские церковные церемонии и обряды. При этом он действительно замещал настоящего епископа, облачаясь в положенные этому сану одежды и читая мессу. Претенденты отбирались из певцов хора.
Такой шуточный епископ мог даже поженить пары, правда, брак длился всего одну ночь.
Праздничное меню напрямую зависело от статуса человека. Но, как рассказывает британский историк Анна Лоуренс-Мазерс, многие жители Средневековья еще в ноябре специально забивали свиней, солили и коптили их мясо, чтобы поставить его на праздничный стол.
Среди аристократов считалось особым шиком во время рождественских праздников подать гостям голову дикого кабана с яблоком во рту. Но не все могли позволить себе такую роскошь, поэтому менее обеспеченные люди часто заменяли ее пирогом в форме свиньи.
Кроме свинины, к столу было принято подавать кровяную колбасу, пирожки, сосиски, блюда из птицы и рыбы, а также сладости — например, пироги с орехами и заварным кремом. Именно их упоминает автор «Парижского Домостроя» — средневекового руководства 1393 года по ведению хозяйства.
В эпоху династии Тюдоров в Англии населению запрещалось работать все двенадцать дней празднования Рождества. Даже женщинам следовало забыть на время о домашних делах, поэтому они часто украшали колеса своих прялок цветами.
Конечно, уровень застолья у членов королевских семей был совершенно иным. Сохранилось описание Рождественского обеда в Редингском аббатстве, устроенного английским королем Генрихом III в 1226 году. В праздничное меню включили сорок лососей и огромное количество оленины, кабанины и морепродуктов. А Генрих V, который правил в XV веке, в перечень блюд приказал внести еще и такие редкие на тот момент деликатесы, как угри, лангусты и морские свиньи.
Кстати, пили во время таких пиршеств больше, чем ели: знать десятками литров поглощала вина, а простолюдины отдавали предпочтение яблочному сидру и пиву. Тот же Генрих III заказал однажды на рождественский пир шестьдесят тонн алкоголя.
Елка как атрибут Рождества «прописалась» в домах европейцев ближе к XIX веку. Вместо нее в средневековой Европе большой популярностью пользовалось «святочное полено» — дубовый чурбан, который медленно сжигали в очаге в течение всех двенадцати дней праздника. Перед этим его нередко смазывали медом, маслом или окропляли святой водой. Считалось, что такой обряд привлекает в дом удачу и процветание на целый год, поэтому хранили пепел от полена до следующего Рождества.
Средневековое Рождество находилось под сильным влиянием многих языческих обрядов. Например, святочное полено и рождественский венок напрямую были заимствованы у германских племен, которые называли их Йольскими.
Поэтому церковь всячески пыталась интегрировать народные традиции в христианское празднество. Одним из наиболее эффективных способов стали рождественские мистерии — воспроизведение религиозных сюжетов из Библии и Евангелия в виде живых картин.
Первый такой обряд-мистерия под названием «Поклонение пастырей» появился еще в XI веке и был посвящен рождению Спасителя. Основой представления стал вертеп — символическая пещера, в которой появился на свет Иисус Христос, а участниками действия — монахи и певчие церковных хоров.
Через несколько столетий появились уже хорошо знакомые всем нам кукольные вертепы — скульптурно-декоративные композиции, которые и сейчас ставят на улицах и храмах в Рождество в католических странах.
Кроме повсеместного злоупотребления горячительных напитков в рождественские праздники, люди массово увлекались переодеванием. Мужчины и женщины менялись нарядами, надевали маски животных, после чего ходили по домам соседей с веселыми песнями и шутками, предлагая угадать, кто именно прячется в костюме ряженого. Кстати, эти традиции тоже имели языческие корни и были позаимствованы из обрядов Зимнего солнцестояния. А 1 января в средневековой Европе отмечался Праздник дураков. В этот день всем служителям церкви разрешалось вести себя неподобающе сану, многие из которых охотно надевали женские платья или другую светскую одежду, наряжались в ужасные маски или раскрашивали лица и прямо во время службы распевали неприличные песни или играли в кости.
Кульминацией двенадцатидневного сумасбродства, пьянства и нарушений правил была ночь с пятого на шестое января. Главным блюдом этой праздничной ночи был фруктовый пирог внутри которого была спрятана сушеная фасолина (или боб). Тот, кому попадался кусок десерта с этой добавкой, становился королем и мог отдавать любые, даже самые нелепые приказания окружающим людям — даже если они были выше по статусу. Правда, властью такой монарх мог пользоваться всего одну ночь.